ПЕРЕЙТИ НА ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ

Сергей Беляев

Дата рождения: 17 марта 1960

В труппе с: 1986 года

Учебное заведение: ГИТИС

Звание: заслуженный артист РФ

Склонность к лицедейству стала проявляться в Сергее еще в школе и не однажды не только вызывала непонимание со стороны учителей и сверстников, но и приводила к неприятным последствиям: за остроумие его даже оставили на второй год. Однако дорога на театральные подмостки для Сергея оказалась непростой. По окончании школы будущий артист работал чертежником, а в один прекрасный день заглянул в первый встретившийся на пути театр и спросил: «Можно ли к вам поступить?» Так Сергей стал служить рабочим сцены в Малом театре и дослужился впоследствии до верхового, вешающего кулисы.

Работал он в Малом театре с перерывом — служил в армии. Поступить в театральное училище Сергея надоумили коллеги и артисты Малого театра. Во время гастролей в Кемерово он попал на показ к Николаю Верещенко, набиравшему ребят на курс Михаила Царева в Щепкинском училище, куда в итоге поступил без проблем. Учеба шла своим чередом, и тут одному из однокурсников Сергея, Алексею Серебрякову, пришла в голову авантюрная мысль: отправиться в ГИТИС и показаться Олегу Табакову. Идея возникла неспроста: студенты Олега Павловича не просто учились в вузе, но и играли спектакли в собственном подвальном театре. «Пусть он и не признан московскими властями, но это настоящий театр», — решили про себя молодые люди. Так третьекурсники Серебряков, Беляев и Сергей Шкаликов оказались в ГИТИСе, а вскоре отпраздновали официальное открытие «Табакерки», став актерами ее маленькой на тот момент труппы.

Возрастная роль Кошона в спектакле «Жаворонок» — одна из первых работ Сергея в «Табакерке». Табаков даже попросил актера отпустить бороду. Ее Сергей носил следующие несколько лет и выглядел значительно старше своих сверстников. И роли получал соответствующие. В первые годы существования Театра-студии Олега Табакова Сергей играл почти во всех выпускавшихся спектаклях. Он стал первым исполнителем роли Дона Карни в легендарном «Билокси-Блюзе», сыграл Боцмана Допекайло в «Затоваренной бочкотаре», Суркова в «Обыкновенной истории», Митю Жучкова в «Матросской тишине» и Землянику в «Ревизоре». Избавиться от пресловутой бороды Сергея попросил Владимир Машков, сотрудничество с которым у актера началось в 1992 году и продолжается по сей день. Тогда Владимир поставил свой первый спектакль — «Звездный час по местному времени». В нем Сергей сыграл Филомеева. В следующих двух спектаклях Машкова — «Страстях по Бумбарашу» и «Смертельном номере», ставших большими событиями в столичной театральной жизни 90-х, Сергей сыграл две главные роли: Гаврилу и Толстого клоуна.

В 2001-м же году на сцене Художественного театра прошла премьера одного из самых значимых в истории современного МХТ спектакля — «№ 13», в котором Сергей получил роль Управляющего. Ее он играет по сей день — в обновленной версии спектакля, получившей название «№ 13D».

Возможно, именно благодаря таланту Машкова-режиссера смог полностью раскрыться уникальный талант Беляева-комика. Роли, сыгранные им на театральных подмостках за последние два десятилетия, памятны многим театралам. Это Джироламо Медебак («Прощайте... и рукоплещите!»), Иван («Искусство»), Хосе Антонио Кукук («Признания авантюриста Феликса Круля»), Басин («Город»), Телегин («Дядя Ваня»), Зефиров («Л.Г. Синичкин»), Йеппе («Йеппе-с-горы»), а кроме того, Яичница («Женитьба», МХТ) и Царь («Конек-Горбунок», МХТ). В 1997 году Сергею было присвоено звание заслуженного артиста России.

Играет в спектаклях

Хомич («Кресло» А. Марина по Ю. Полякову)

Нужнов («Дыра» А. Галина)

Учитель музыки и танцев («Полоумный Журден» М. Булгакова)

Савок («Крыша» А. Галина)

Кошон («Жаворонок» Ж. Ануя)

Дремотный («Кастручча» А. Володина)

Боцман Допекайло («Затоваренная бочкотара» В. Аксенова)

Митя Жучков («Матросская тишина» А. Галича)

Сурков («Обыкновенная история» В. Розова по И. Гончарову)

Филомеев («Звездный час по местному времени» Г. Николаева)

Земляника («Ревизор» Н.В. Гоголя)

Генерал («Анекдоты» по Ф.М. Достоевскому и А. Вампилову)

Толстый клоун («Смертельный номер» О. Антонова)

Лещ («Последние» М. Горького)

Медведев («На дне» М. Горького)

Кузен Брендон («Долгий рождественский обед» Т. Уайлдера)

Князь Корчагин («Воскресение. Супер» братьев Пресняковых по Л.Н. Толстому)

Герой («Город» Е. Гришковца)

Анс Бандрен («Когда я умирала» У. Фолкнера)