yandex
ПЕРЕЙТИ НА ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ

Андрей Смоляков

В труппе с: 1986 года

Учебное заведение: ГИТИС

Звание: народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ

Родился 24 ноября 1958 года в подмосковном Подольске. Отец Андрея — заводской слесарь, мать — учитель физики и математики.
Несмотря на участие в школьных агитбригадах, конкурсах чтецов и торжественных вечерах, позволявших юноше проявить свое артистическое дарование, он мечтал поступить во 2-й Московский медицинский институт им. Н.И. Пирогова (ныне университет), в частности потому, что там была приличная волейбольная команда, а этим видом спорта Андрей давно занимался и даже играл за сборную Московской области.С намеченного пути молодого человека сбила публикация на страницах «Комсомольской правды», в которой говорилось, что Щукинское театральное училище приглашает абитуриентов. Вскоре абитуриент Смоляков стал студентом.

Судьба Андрея еще раз резко изменилась два года спустя, когда в училище появился Константин Райкин. Артист «Современника» и помощник Олега Табакова в его театральной студии искал исполнителя на роль Маугли в своем спектакле «Прощай, Маугли!» Выбор пал на Смолякова. Так Андрей оказался в подвале на улице Чаплыгина, а вскоре перешел на курс Табакова в ГИТИСе. Роль Маугли остается одной из самых знаменитых театральных работ актера.

В том же 1978 году молодой артист снялся в своем первом фильме — «Целуются зори» режиссера Сергея Никоненко. Сегодня Андрей — один из самых узнаваемых киноартистов России. По данным сайта «Кинопоиск», число его киноработ давно перевалило за сотню. Из ранних своих ролей в кино он особо выделяет картины «Андрей и злой чародей», «Родителей не выбирают» и «Государственная граница. Год сорок первый». Настоящая киноизвестность пришла к Андрею в 1999 году, с выходом телевизионного многосерийного фильма Анатолия Матешко «День рождения Буржуя». Из работ последних лет следует особенно выделить картины «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Мосгаз», «Сталинград», «Григорий Р.», «Звезда» и «Палач».

Когда в 1980 году Андрей закончил обучение в ГИТИСе, ему не повезло дважды. Сначала Табакову не разрешили открыть свой театр, на что Андрей и его однокурсники рассчитывали. Затем актер попал в Театр им. Н.В. Гоголя, в котором ему давали только маленькие вводные работы и роли в детских спектаклях, шедших по утрам. Все это Андрея не устраивало, так что он решил уйти из театра и о своем желании сообщил, отправив телеграмму прямо со съемочной площадки фильма Родиона Нахапетова «О тебе».

Несколько следующих лет актер посвятил съемкам в кино и работе педагогом на новом курсе Олега Табакова. В 1986 году он получил приглашение примкнуть к труппе переехавшего из Ленинграда в Москву театра «Сатирикон», а вскоре после этого раздался звонок от Табакова: учитель пригласил Андрея в свой театр, который московские власти наконец разрешили открыть официально.

В первое десятилетие существования «Табакерки» Андрей сыграл ряд ролей, ставших большими событиями в жизни не только подвального театра, но и театральной Москвы. Это прежде всего Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре», Войницев в «Механическом пианино», Черный клоун в «Смертельном номере», Александр в «Последних» и Роберт Горн в «Камере обскура». Кроме названных, актер принял участие в создании еще более десятка спектаклей, а в 1995 году был удостоен звания заслуженного артиста России.

Конец 90-х — начало 2000-х годов ознаменовались для актера появлением в его послужном списке двух ролей классического репертуара: Ротмистра в «Отце» по А. Стриндбергу и Актера в «На дне» по М. Горькому. Обе роли были высоко оценены и зрителями, и театральной критикой. Наряду с этими работами нельзя не назвать роль Брюскона в спектакле Миндаугаса Карбаускиса «Лицедей», которую Смоляков играет уже более пятнадцати лет кряду.

Ряд ярких образов Андрей создал на сценах других московских театров: МХТ им. А.П. Чехова и театра «Практика». В Художественном театре, помимо прочего, актер сыграл сразу двух чеховских персонажей: Иванова в одноименном спектакле, поставленном Юрием Бутусовым, и Лопахина в «Вишневом саде» Адольфа Шапиро.

В 2004 году Андрею Смолякову было присвоено звание народного артиста России, а также вручена Государственная премия в области театрального искусства за исполнение ролей классического и современного репертуара.

Учитель танцев и Ковьель «Полоумный Журден» М. Булгакова

Чесноков «Кресло» А. Марина по Ю. Полякову

Ахмед «Али-Баба и др.» В. Смехова

Джозеф Виковский «Билокси-Блюз» Н. Саймона

Карандасов «Дыра» А. Галина

Смерть «Вера. Любовь. Надежда» Э. фон Хорвата

Виктор Бородкин «Затоваренная бочкотара» В. Аксенова

Войницев «Механическое пианино» А. Адабашьяна и Н. Михалкова по А.П. Чехову

Вознесенский «Норд-ост» А. Богдановича

Ляпкин-Тяпкин «Ревизор» Н.В. Гоголя

Капитан Коллинз и Роберт Сайдвэй «На благо отечества» Т. Вертенбейкера

Одинцов «Матросская тишина» А. Галича

Черный «Смертельный номер» О. Антонова

Горн «Камера обскура» В. Набокова

Доктор «Еще Ван Гог…»

Ротмистр «Отец» А. Стриндберга

Писатель Б «А в Конго есть тигры?» Б. Альфорса и Ю. Баргума

И «Синхрон» Т. Хюрлимана

Актер «На дне» М. Горького

Лабудыгин «Потомок» В. Жеребцова

Хлудов «Бег» М. Булгакова