Пресса



Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы своевременно получать самые свежие новости театра

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Ваш телефон:

На сцене «Табакерки» старшая сестра сменила старшего сына

24.12.2012

На сцене «Табакерки» старшая сестра сменила старшего сына

Репертуар «Табакерки» - именно знаменитого подвальчика, что на Чаплыгина - последние годы складывался таким образом, что оказался чуть ли не самым традиционным в Москве.

Остросоциальные, а порой и эпатажные постановки «Табакерка» приберегает для других площадок, а у себя демонстрирует публике проверенную классику: Чехов, Островский, Толстой, Гоголь, Достоевский, Лесков, Аксенов, Ленский, Довлатов, Вампилов, Платонов. И вот теперь Володин – "Старшая сестра".

Спектакль по знаменитой пьесе назвали "Сестра Надежда". Возможно, чтобы не сразу в зрительском сознании пронесся поток ассоциаций, связанных со знаменитым фильмом, где блистала Татьяна Доронина. А возможно, именно для того, чтобы подчеркнуть столь говорящее имя главной героини. Имя, что, по большому счету, стало лейтмотивом всей ее жизни.

Рассказывать сегодня володинскую историю о сестрах-детдомовках, что мечутся между собственной индивидуальностью и тем, «как надо» согласно общественному мнению и желанию родителей, вполне можно и без оглядки на эпоху. Однако режиссер Александр Марин решил предлагаемые поствоенные обстоятельства не вычеркивать, но, напротив, создать некую аутентичную атмосферу 50-х годов. Правда, оставив себе пути к отступлению: укрывшись за моделью театра в театре, где студенты некоего театрального ВУЗа (может, именно того, куда и поступала Лида) разыгрывают этот спектакль.

Проблема в том, что эти забавные моменты студенческой чехарды и неорганизованности почти незаметны. Да, они трогают в самом начале, когда действие еще на началось, а актеры пытаются навести последний марафет. Да, они весьма остроумно помогают сделать перестановки и перейти  от сцены в комнате сестер к сцене вступительных экзаменов, но не более того. Прием в целом остается в «подвешенном состоянии».

Но зато когда актеры просто начинают разыгрывать простую историю, что случилась более полувека назад, все остальное кажется неважным. На маленькой сцене течет привычная (а для нас такая далекая, почти нереальная) жизнь обычных сестер. Младшей и старшей. Школьные уроки, отварная картошка на обед, тяжелый чугунный утюг и набитые бумагой туфельки, что достаются лишь по самым торжественным случаям. Тепло в этой крохотной комнатке, где обитает три человека. Тепло и как-то радостно несмотря на все неурядицы.

Вот этого-то ощущения теплоты и уюта, ощущения легкой сопричастности в современном театре встретишь не часто. Нет, на театральной палитре Москвы много спектаклей куда более запоминающихся и любимых, но тем ценнее то чувство, которое возникает здесь. Здесь – хорошо.

Хорошо, прежде всего, смотреть на Яну Сексте и Алену Лаптеву – этих Лиду и Надю «Табакерки» - таких разных и таких поразительно похожих. Сестер. В игре этих актрис, умеющих быть сколь угодно ярко театральными, да и в этом спектакле использующих все свои краски, есть что-то от кинематографа. Когда эффект жизни перевешивает эффект игры, а по сосудикам зрителей бежит ностальгия. С похожим чувством смотрятся наши старые советские фильмы.

И тем обиднее, что во втором действии многое пропадает. И пропадает по вине режиссера, который, словно, вспоминает зачем-то о мифической необходимости «ярких режиссерских решений» и начинает фонтанировать «снами» и «видениями». А эти грубоватые эффекты вживляться в легкую плоть спектакля отказываются, оставаясь невнятными наростами на его теле. Словно режиссер, подобно своей героине в определенный момент жизни своей постановки вдруг потерял собственную индивидуальность, пойдя на поводу все у того же «как надо».

Но ведь Надя нашла в себе силы идти дальше, пусть даже и пришла к немому крику отчаяния в финале, но зато обрела себя. Возможно, путь жизни спектакля и его выведет на собственную, свободную от наслоений со стороны дорогу…

Ася Иванова, "Вечерняя Москва" 18 декабря 2012 г.




Информационная поддержка:
Генеральные радио партнёры:
750670  Яндекс.Метрика