Пресса



Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы своевременно получать самые свежие новости театра

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Ваш телефон:

Райская жизнь по дороге за зеленым мылом

01.09.2014

     Сезон в Театре-студии Олега Табакова откроется сегодня спектаклем «Йеппе-с-горы» Глеба Черепанова. При кажущейся легкости эта постановка полна скрытых смыслов и очевидных намеков.

    Маленький зал Табакерки создает атмосферу камерную, переходящую в удушающую. Это, впрочем, не помешает почувствовать, что новый спектакль Черепанова, впервые поставленный им в качестве штатного режиссера Театра Табакова, будет тихо любим зрителями. Именно тихо, по-домашнему, без надрыва, сенсаций и внезапного отторжения… Вообще настораживало, что Черепанов, «любимец Табакова», в прошлом году сделавший себе имя на громком трагикомическом «Контрабасе» с Хабенским по пьесе Зюскинда, выбрал для открытия сезона в Табакерке эту, так скажем, безошибочную, но малоизвестную в России датскую классику — пьесу Людвига Хольберга «Йеппе-с-горы» 1722 года. По ее сюжету пьяница и подкаблучник Йеппе идет в город по заданию (приказу) своей тиранши-жены купить непонятного «зеленого мыла», но, соблазнившись одной рюмкой в придорожном трактире, пропивает все и наутро просыпается… королем, которого убеждают, что у него была «запоминательная амнезия», и ему только казалось, что он простой крестьянин. Йеппе (Сергей Беляев) то ли на самом деле верит в это, то ли рискует принять предложенную игру, и тут-то все недоверие к выбранному Черепановым литературному материалу исчезает, и начинается такой в очень хорошем смысле «Иван Васильевич меняет профессию» — с острой социальной сатирой на современность, живой скандинавской музыкой и блестящими языковыми находками.

    Языком спектакль и очаровывает — чего стоит хотя бы эта «запоминательная (вместо, надо полагать, «избирательная») амнезия». Егор Перегудов не просто заново перевел текст Хольберга, а сделал его живым и суперсовременным — без натяжек, заигрываний со зрителями и нарочитой просторечности. Вообще «Йеппе» Черепанова держится именно на интонациях.

    «Оказался в раю на халяву», — говорит Йеппе, проснувшись с похмелья королем, как сказал бы, наверное, датский крестьянин XVIII века, но и как мы бы сказали, верно? От впадания в амикошонство этот «перевод» спасает как раз актерская интонация — без сценического драматизма. Однако в эту интонацию, в этот простой сюжет Черепанов с актерами Табакерки умудряются поместить вовсе нешуточное издевательство над знаковыми явлениями современности, набившими оскомину обывателям — то есть нам с вами. Войдя в роль короля, беляевский Йеппе хочет казнить управляющего за то, что тот, получая маленькое жалованье, носит костюм с серебряными пуговицами. Йеппе даже встает за импровизированную трибуну и произносит антикоррупционную речь, в стилистике которой равно узнается и Ленин на броневике, и современные персонажи на проспекте, допустим, Сахарова. Никакой политики, никаких оценок; спектакль Черепанова не сатира, а карикатура, причем без капли кривлянья. Театр здесь остается театром: со сложными костюмами, «разгрузочными» хореографическими паузами, живой, как уже было сказано, музыкой, серьезной актерской работой: у Розы Хайруллиной, играющей роль Нелли, жены Йеппе, текста, в общем, немного, но Йеппе сразу же становится очень жалко — так пронзителен ее взгляд.

    «Нельзя так просто поставить пьесу 1722 года, чтобы это было и смешно, и современно», — думает зритель. «Отчего же, можно», — отвечает Черепанов. Главное — ничего в ней специально не выискивать и ни к чему нарочно не притягивать.

    Всем хорош спектакль «Йеппе-с-горы». Только вот зал бы побольше; но тогда уже не будет этого домашнего уюта, переходящего в духоту, и вообще, другой Табакерки у Табакова для нас с вами нет.

     СПРАВКА

    Новый сезон в Табакерке обещает быть более чем плодотворным — только премьер в Табакерке планируют выпустить минимум одиннадцать, часть из которых будут идти в новом здании Театра Табакова на Малой Сухаревской площади, которое заработает в следующем году. Для выпуска на новой сцене артисты начинают репетировать четыре постановки — «Багровый остров» Михаила Булгакова, «В ожидании варваров» южноафриканского писателя Джона Максвелла Кутзее, «Кандид, или Оптимизм» Дмитрия Быкова и «Машинка и Велик» Натана Дубовицкого. На старой сцене на Чаплыгина будут выпущены «Три сестры» Чехова, «Буря» Шекспира, «Голый король» Шварца, «Испанская баллада» Фейхтвангера, «Епифанские шлюзы» Платонова, «Вий» Гоголя, который Василий Сигарев.

    Также известно, что в новом сезоне в Табакерке представят свои спектакли Сергей Землянский и Марина Брусникина. В этом году в Театре Табакова создается стажерская группа, куда приняты 13 человек. Из них 10 — выпускники театральной школы Табакова, двое — выпускники Школы-студии МХАТ и одна девушка выпускница ГИТИСа.

 

 от 1 сентября 2014 г.

 




Информационная поддержка:
Генеральные радио партнёры:
750670  Яндекс.Метрика