Пресса



Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы своевременно получать самые свежие новости театра

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Ваш телефон:

Назло всем бедам

23.09.2014

В «Табакерке» поставили шоу по пьесе XVIII века.

Молодой режиссер Глеб Черепанов стал штатным режиссером «Табакерки». За глаза его называют любимцем Олега Табакова — черепановский «Контрабас» (с Константином Хабенским в главной роли) открывает сезон в МХТ им. А.П. Чехова. А «Йеппе-с-горы» — первая сентябрьская премьера «Табакерки». Если вам по душе костюмный театр и непритязательная сатира — этот спектакль то, что нужно. Кроме того, это еще и шанс увидеть замечательную Розу Хайруллину в новой роли.

В пьесе Людвига Хольберга («датского Мольера»), написанной в 1722 году, Черепанов разглядел актуальный посыл. И несмотря на то, что посыл этот откровенно морализаторский (наше общество больно и апатично), зрелище может быть интересно и современному зрителю. Судя по приемам, господин Черепанов как будто боится, что его не поймут или заскучают. Здесь есть пролог, разыгранный в фойе как площадная пантомима. Маленькие сценки-зарисовки обыгрывают прописную мораль: сегодня укротитель дрессирует обезьяну, а завтра обезьяна укротителя. Во время основного действия на видеозаднике зрителю демонстрируют черно-белое кино. В левом углу сцены работает мастер рисунков песком по стеклу. Кроме того, в «Йеппе» нашлось место пиротехническим эффектам, крутящемуся помосту, игре теней и живой музыке, исполняемой на средневековых инструментах.

В любом другом спектакле все это могло бы показаться излишним, но только не здесь: незатейливый фарс с предсказуемой моралью смотрится как маленькое шоу. Главный герой — крестьянин Йеппе, добряк и пьяница (замечательная работа Сергея Беляева). Его с утра до вечера колотит сварливая жена. Жену как раз играет Роза Хайруллина, хрупкая актриса без возраста с мальчишеской прической. В премьере «Табакерки» звезда скандальных богомоловских проектов («Лир», «Карамазовы», «Гаргантюа и Пантагрюэль» и др.) — острохарактерная комедийная актриса. Она возвышается над мужем в прямом смысле — стоя на деревянных туфлях-колодках. Оскорбляет его, не повышая голос, колотит без страсти, все ее движения нарочито замедленны. Тем смешнее смотрится сцена, в которой безэмоциональная героиня распевает хип-хоп.

По сюжету пьесы Хольберга Йеппе отправляется в город за непонятным зеленым мылом, но по дороге соблазняется рюмкой водки в трактире. В куче навоза его обнаруживает местный барон, он же убеждает пьяного крестьянина, что нищая жизнь ему только приснилась. Йеппе верит в это и вскоре оказывается арестованным за незаконное вторжение в замок.
Финальная реплика Йеппе «Зачем вы меня обижаете?» заставляет вспомнить образ «маленького человека». Забитого, но не разучившегося любить и прощать. Йеппе идет на эшафот, не держа зла ни на жену, ни на барона. Трагический мотив тем не менее теряется на общем развеселом фоне. Спектакль Черепанова — незлая карикатура на любое общество, в котором власть ни во что не ставит простого человека. А последний, в свою очередь, безропотно на это соглашается. Кажется, режиссер уверен, что изменить это нельзя. Зато можно талантливо повеселиться.

 

Наталья Витвицкая

«Ваш досуг»

От 9 сентября 2014 г.




Информационная поддержка:
Генеральные радио партнёры:
750670  Яндекс.Метрика