Пресса



Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы своевременно получать самые свежие новости театра

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Ваш телефон:

«Матросская тишина». Во имя отца и сына, мечтателей и героев

28.09.2016

На новой сцене М«Матросская тишина». Во имя отца и сына, мечтателей и героевосковского театра-студии Олега Табакова состоялась первая премьера. Главным театральным событием сентября стала «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича. Режиссер Александр Марин восстановил постановку своего учителя Олега Табакова 1990 года с новым актерским составом. Всю молодежь играют выпускники Московской театральной школы Олега Табакова и сын ее основателя — Павел Табаков.

Именно в «Матросской тишине» 26 лет назад состоялось открытие таланта — Владимира Машкова. 25-летний выпускник Школы-студии МХАТ — красавец Володя Машков играл «маленького человека, похожего на плешивую обезьяну», вдвое старше себя, Абрама Шварца так, что вся Москва была поражена чудом перевоплощения. В новой «Матросской тишине» в роли отца Шварца — Федор Лавров. По словам Александра Марина, режиссер Олег Табаков хотел, чтобы его любимый ученик Володя Машков второй раз сыграл отца Шварца. Но Владимир Львович решил, что «дважды в одну реку не войдешь», и отказался. Тем более в своем фильме «Папа» по пьесе «Матросская тишина» он сказал все, что не смог выразить на сцене.

— После Владимира Машкова играть эту роль страшновато, — поделился Федор Лавров после премьеры. — Но риск — благородное дело. В работе над ролью я отталкивался от жертвенности и любви отца к сыну.

Федор Лавров признался, что Олег Табаков, оценивая игру актеров, пока что от серьезной критики или комплиментов воздерживается.

— Оценка Олега Павловича пока сухая и лаконичная, — говорит актер. — Это понятно — мы сыграли первый спектакль.

После премьеры новой версии плакали не только женщины, но и заслуженный артист России, близкий друг Владимира Машкова Сергей Беляев:

— Я играл три роли в старом спектакле «Матросская тишина». Новый спектакль принял.

На мой взгляд, история рассказана так, как написана автором.

Олег Табаков от комментариев отказывается. Но после премьеры для «ВМ» сделал исключение:

— Пьеса Александра Галича «Матросская тишина» выдержала испытание временем. Ей больше 50 лет. Я поставил ее в знак благодарности людям, которые пролили кровь за то, чтобы мы с вами сегодня жили. Мой отец ушел на войну 4 июля 1941 года, а вернулся в декабре 1945 года. Он был начальником санитарного поезда. Больше слов не надо. Как сказал в своей «Бригантине» поэт Павел Коган, который ушел добровольцем на войну и погиб в возрасте 24 лет: «Надоело говорить и спорить». Спектакль хороший — и точка.

Между прочим, автор эпохальной «Бригантины» (1937 год), «Монолога» и «Грозы» Павел Коган был одним из прообразов молодых героев в «Матросской тишине». Александр Галич дружил с Павликом Коганом и посвятил светлой памяти смелейшего разведчика Когана «Реквием по неубитым», где рефреном звучат строки: «Во имя отца и сына, во имя отца и сына». Единственная дочь Александра Галича — актриса, режиссер Алена Архангельская-Галич — рассказала историю создания пьесы «Матросская тишина»:

— Мой отец вложил в пьесу «Матросская тишина» страницы биографий друзей своей юности. Папа дружил с Павлом Коганом и Всеволодом Багрицким. В то время папа учился в театральной студии Арбузова и Плучека, которая очень дружила со студентами Литинститута. Многие из них, как Павел Коган, ушли добровольцами на фронт и погибли. И Коган, и Багрицкий были сняты с воинского учета из-за плохого зрения, но добились, чтобы их отправили на фронт. Оба погибли на войне при выполнении боевых заданий. Папа тоже хотел пойти добровольцем, но его признали негодным для службы из-за врожденного порока сердца.

Алена Галич была на первой постановке пьесы Галича, которая создавалась при участии автора.

— Я видела спектакль «Матросская тишина» в «Современнике», который шел только один раз, и был запрещен, — говорит она. — Олег Табаков играл несколько ролей — Митьку и парнишку из санитарного поезда. Евгений Евстигнеев гениально играл Аврама Шварца, и папа говорил: «Хорошо, но дальше будет еще лучше». Дальше — не было. Отец говорил, что самое главное в его пьесе — сцена в санитарном поезде, когда к раненному Давиду приходит уже мертвый отец и рассказывает историю русской женщины Маши, которая пошла на смерть за своим мужем — евреем, хотя могла бы пойти со своим братом, полицаем, и выжить. Папа говорил, что хочет показать в «Матросской тишине» истинную дружбу и любовь людей, для которых национальность не имеет значения.

По мнению Алены Галич-Архангельской, в постановке Олега Табакова 1990 года мысль о единстве народов красной нитью прошла через весь спектакль. Правда, Алена Галич-Архангельская не понимает, почему ее не пригласили на премьеру новой версии:

— Когда был первый спектакль, в 1990 году, меня не только позвали как почетную гостью, цветы подарили. А сейчас забыли. И я подарила Олегу Павловичу авторский экземпляр пьесы «Матросская тишина».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Машков, народный артист России:

— Мое окончательное становление как человека произошло, когда Табаков доверил мне роль Шварца в своей постановке пьесы Галича «Матросская тишина». Роль Абрама Ильича стала переломным моментом в моем сознании. Олег Павлович, репетируя со мной эту роль, изменил не только мое сознание, а даже мою физиологию. Представьте — по заданию Табакова для роли Шварца я купил ботинки 48-го размера.

Олег Павлович был скуп на похвалы. Разбирая наши отрывки, он блистательно изображал нас настоящих и роли, которые мы играли. Я смотрел и понимал, что в исполнении Табакова делал я и где мои ошибки. И показывал остроумно, точно, иногда очень обидно, безжалостно, но это было необходимо для того, чтобы мы поняли свои ошибки.

«Вечерняя Москва», Анжелика Заозерская




Информационная поддержка:
Генеральные радио партнёры:
750670  Яндекс.Метрика