Биография
Олег Табаков появился на свет 17 августа 1935 года в крупном поволжском городе Саратове, тихий центр которого по сию пору украшают оставшиеся с дореволюционных времен пышные купеческие дома, где жарким летом в частных огородах вызревают гигантские помидоры Микадо, а зимой по замерзшей поверхности великой русской реки прогуливаются влюбленные. Родителям Олега — Павлу Кондратьевичу Табакову и Марии Андреевне Березовской — на момент рождения сына было чуть за тридцать. Это были состоявшиеся и однозначно незаурядные личности, разносторонне образованные и интеллигентные люди, врачи. Мальчик Лелик был желанным ребенком в семье и любимцем двух бабушек — Елены Терентьевны (для домашних — бабы Оли) и Анны Константиновны.
Во время Великой Отечественной войны отец, Павел Кондратьевич, отказавшись от полагавшейся ему брони, ушел на фронт и до Дня Победы возглавлял военно-санитарны
После окончания войны родители Олега расстались, потому что у отца на фронте образовалась новая семья.
Мальчик жил втроем с мамой и старшей сестрой Миррой — дочкой Марии Андреевны от брака с Г.Ю. Гольдштерном, в коммунальной квартире, на втором этаже «дома Бродта» дореволюционной постройки, на углу Мирного переулка и улицы 20 лет ВЛКСМ (ныне — Большая Казачья). Стремясь обеспечить детей, Мария Андреевна работала врачом-рентгенол
Олег Табаков учился в мужской средней школе № 18, был весьма развитым и начитанным мальчиком — унаследованную от родителей страсть к чтению он пронес через всю жизнь: артист и поныне много читает, а главное, очень быстро — все, что считает необходимым: пьесы, сценарии, газеты и художественную литературу.
Начинавшееся было общение сына с уличными «хулиганствующим
Там-то и определилась вся дальнейшая судьба Олега Табакова
Восьмиклассник Олег уже успел получить третий юношеский разряд в шахматном кружке, когда на одно из занятий неожиданно пришла высокая, худая и очень красивая женщина, чем-то похожая на актрису Марлен Дитрих. Это была Наталья Иосифовна Сухостав, руководитель детского театра «Молодая гвардия», располагавшегося в том же Дворце пионеров. Она искала недостающих для новой постановки мальчишек. Оглядевшись, Сухостав выбрала именно Олега Табакова и попросила его «громко-громко, на весь зал» произнести фразу «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», после чего четырнадцатилетн
Свое уникальное свойство — мгновенно, с первого взгляда определять наличие таланта у абитуриентов — Олег Павлович связывает именно с личностью Натальи Иосифовны, ставшей его первым театральным педагогом и, по словам самого Табакова, задавшей «систему координат» в профессии, объяснившей правила поведения коллектива артистов на сцене и вне ее. Наталья Иосифовна стала «крестной матерью» для ста шестидесяти профессиональных артистов и режиссеров. Вот уже много лет на могиле Н.И. Сухостав в Саратове стоит памятник, воздвигнутый ее учениками по инициативе О. Табакова.
Наталья Иосифовна поручила Олегу роль Ленточкина в пьесе Ц. Солодаря «У нас каникулы». Затем последовали роли в спектаклях по пьесам «Снежок» В. Любимовой, «Красный галстук» С. Михалкова (который был сыгран юными артистами не менее двадцати пяти раз за один сезон), «Снежная королева» Е. Шварца, «У лесного озера» Ц. Солодаря. Все эти спектакли демонстрировалис
Никаких сомнений в выборе будущей профессии у Олега Табакова не было — он хотел ехать в Москву и поступать только в Школу-студию МХАТ. Еще не вполне осознавая всей широты и глубины открывающихся перед ним профессиональных перспектив, Табаков интуитивно стремился к самым истокам русского репертуарного театра. Впрочем, о существовании МХАТа он знал с самого детства. В течение первого года Великой Отечественной войны Художественный театр с его потрясающей, изобилующей дарованиями труппой находился в Саратове в эвакуации. Однажды мама повела шестилетнего мальчика на спектакль «Кремлевские куранты», где малыш заснул. На остальные спектакли Мария Андреевна ходила одна, а потом долгие годы хранила как семейные реликвии программки с именами великих мхатовцев. Уже будучи «премьером» детского самодеятельного театра «Молодая гвардия», старшеклассник Олег Табаков был вознагражден короткой поездкой в Москву и случайно попал на спектакль филиала МХАТа «Три сестры» в постановке В.И. Немировича-Данче
Вспрыгнув на подножку отходящего от перрона поезда «Саратов —Москва», худенький семнадцатилетний паренек, пытаясь утешить провожавших его товарищей, отца и плачущих женщин, комически-задорн
Олег Павлович никогда не забывал о своем родном городе, о своих многочисленных родственниках, друзьях, учителях и однокашниках, о Дворце пионеров и о школе № 18. Учредил именную стипендию для самых талантливых студентов театрального факультета Саратовской консерватории. Много лет подряд артист способствовал строительству нового здания Театра юного зрителя, спектакли которого так любил смотреть подростком. Регулярно приезжал на гастроли со своими лучшими спектаклями. А Саратов никогда не забывал его. В 2011 году Олегу Табакову было присвоено звание почетного гражданина Саратовской области, а в 2015-м, к восьмидесятилетн
В 1953 году Олег Табаков поступил в Школу-студию МХАТ. Его однокурсниками были Евгений Урбанский, Валентин Гафт, Майя Менглет, Владлен Паулус.
Мастером курса являлся ведущий артист МХАТа В.О. Топорков, адепт и ученик великого реформатора русского театра, автор книги «Станиславский на репетиции». Василий Осипович установил перед своими студентами высочайшую профессиональную планку, подкрепляя все, что он рассказывал им на занятиях, личной актерской практикой. Ученики старались не пропускать ни одного мхатовского спектакля с участием Василия Осиповича. Обладая могучим талантом, Топорков полностью преображался на сцене, буквально завораживая публику. Табаков рассказывает: «Когда он приходил в отчаяние от нашей тупости и бездарности, то начинал вдруг что-то делать сам. Читать басни. Или однажды на репетиции "Ревизора" стал декламировать "Вечера на хуторе близ Диканьки". Меня тогда посетила настоящая галлюцинация: перед глазами поплыли горы дынь, арбузов, возникли запахи… Это было видение, мираж. Чудо».
Обусловленное фамильной генетикой счастливое свойство выглядеть гораздо моложе своих лет и тонкая шея тридцать седьмого размера, доставшаяся парню «в наследство» от голодного военного детства, делали Олега Табакова внешне похожим на подростка. Рядом со старшим по возрасту, рослым Евгением Урбанским он выглядел даже не как его младший брат, а почти как его ребенок. Тем не менее начиная с работ в первых же студенческих отрывках педагоги Школы стали отмечать Олега Табакова как особо одаренного студента, частенько закрывая глаза на озорство парня с выдающимся чувством юмора. А ему так нравилось учиться в Школе-студии, что все происходящее с ним и вокруг него казалось молодому человеку счастливым, радостным сном.
Самой заметной студенческой работой Олега Табакова стала роль Хлестакова в отрывке из пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». Любовь к этой роли артист пронесет сквозь всю жизнь. Успехи Табакова в учебе были отмечены Качаловской стипендией, которая была вдвое выше обычной.
Уже на третьем курсе руководство Школы сделало для Табакова редкое по тем временам исключение, разрешив сниматься в кино у режиссера Михаила Швейцера в фильме «Саша вступает в жизнь» по остроконфликтной повести Владимира Тендрякова «Тугой узел». Однако «проснуться знаменитым», сыграв главную роль Саши, Олегу Табакову было не суждено — смелый фильм провел на полке долгие тридцать лет. Впрочем, кинематограф не заставил себя долго ждать и вскоре позвал Табакова вновь, чтобы сделать его лицо безошибочно узнаваемым на одной шестой части суши и далеко за ее пределами.
Студент Табаков жил в комнате вместе с четырьмя другими ребятами в общежитии на Трифоновской улице — в знаменитой «Трифопаге». Когда на втором году обучения он жестоко простудился, родственники его однокурсницы Сусанны Серовой, не желая слушать никаких возражений, увезли его к себе домой лечиться. А когда он пошел на поправку, предложили студенту какое-то время пожить в одной из комнат их просторной квартиры. Общение с интеллигентнейши
Во времена обучения Олега Табакова в Школе-студии МХАТ студентами на год-два старше его являлись будущие легенды советского театра и кино — Леонид Харитонов, Лев Дуров, Олег Анофриев, Галина Волчек, Игорь Кваша, Леонид Броневой, Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Виктор Сергачев. Все они отлично знали друг друга, постоянно присутствовали друг у друга на зачетах, экзаменах и дипломных спектаклях.
В 1955 году в недрах Школы-студии при организационном содействии ректора В.З. Радомысленского и идейном вдохновительстве В.Я. Виленкина зародился новый театральный организм — Студия молодых актеров. Возглавил ее ученик В.О. Топоркова Олег Ефремов, которого после окончания Школы-студии в 1949 году не взяли на работу в Художественный театр, что ему самому показалось катастрофой. Олег Николаевич начал преподавать в Школе-студии, параллельно поступив на работу в ЦДТ. Ефремов поставил несколько дипломных спектаклей на курсе 1955 года выпуска, на котором учились Волчек и Кваша, а позже, в 1957-м, на выпускном курсе, где учился Олег Табаков.
В 1955 году в крошечной аудитории № 1 Школы-студии МХАТ Ефремов приступил к репетициям пьесы «Вечно живые» Виктора Розова. Необходимость «ночных бдений» объяснялась тем, что днем все участники были заняты работой в различных театрах или учебой и собираться вместе реально было только ближе к полуночи. Но физическая усталость, даже истощение не снижали градуса их увлеченности работой. К тому же тема пьесы оказалась близка и понятна всем артистам, пережившим незабываемые тяготы военного детства.
Третьекурсника Олега Табакова в это творческое сообщество пригласил Игорь Кваша. Как самому младшему Табакову в будущем спектакле была поручена небольшая роль студента Миши. В ходе долгих ночных репетиций Олег нередко засыпал, ожидая своей очереди. Потом просыпался и каждый раз испытывал радость от того, как хорошо играют его товарищи.
Иногда на репетициях присутствовал автор пьесы Виктор Розов. Выглядевшего очень молодо Табакова он поначалу воспринимал как «мальчика-школьн
Премьера спектакля «Вечно живые» состоялась 15 апреля 1956 года и имела невероятный успех (студент четвертого курса Школы-студии Олег Табаков дебютировал в этом спектакле 8 апреля 1957 года). После окончания спектакля зрители не захотели расходиться и проговорили с молодыми артистами всю ночь, вплоть до открытия метро. Столь удачное начало стало предвестником официального создания театра «Современник» в 1958 году. Основателями театра, зарождение которого стало возможным только благодаря свежим веяниям хрущевской «оттепели», были семеро выпускников Школы-студии МХАТ разных лет: Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Виктор Сергачев. «Современник» стал первым в стране театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников
25 августа 1957 года Олег Табаков официально был принят в труппу Студии молодых актеров (в дальнейшем — «Современника»). Новобранцу был назначен оклад в 690 рублей. Помимо этого О.Н. Ефремов поручил ему заниматься конкретными административным
Олег Табаков стал одним из ведущих артистов театра «Современник». И главные, и второстепенные роли молодой актер играл с одинаковым азартом, постоянно расширяя видимые границы собственных возможностей. Будь то роль Олега Савина в спектакле «В поисках радости», или Александра Адуева в «Обыкновенной истории» (за которую в 1967 году Табаков получил Государственную премию СССР), или Братца Лаймона в «Балладе о невеселом кабачке», или же буфетчицы Клавдии Ивановны в спектакле «Всегда в продаже». В ряде спектаклей Табаков был занят сразу в нескольких ролях, показывая чудеса мгновенного, кардинального перевоплощения — так, что зритель далеко не всегда понимал, что перед ним один и тот же актер. «Ничто не мучит нас сильнее, чем ощущение собственной потенции», — говорит Олег Павлович.
В 1968 году Табаков получил персональное приглашение от пражского театра «Чиногерны клуб». Так сбылась его давняя мечта сыграть роль Xлестакова в спектакле по пьесе Гоголя «Ревизор». Целый месяц Прага наслаждалась невиданным доселе зрелищем. В роли Хлестакова Табаков вышел на качественно новый уровень профессиональног
С начала шестидесятых годов Табаков становится одним из самых востребованных артистов советского кинематографа, участвует в создании десятков радиопередач и радиоспектаклей. В 1969 году Олег Табаков получил свое первое звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1970 году Олег Ефремов, назначенный художественным руководителем МХАТа, покинул «Современник», забрав часть труппы. И хотя купить билеты на спектакли театра было по-прежнему сложно, пресса заговорила об исчерпанности миссии «Современника». Тем, кто остался, необходимо было срочно адаптироваться к условиям стремительно наступающего нового времени. В этот сложный для «Современника» момент тридцатипятилетн
У театра появились новые горизонты, а устойчивый, не спадающий интерес публики свидетельствовал о том, что курс развития выбран верно. Однако Олегу Табакову, не умеющему почивать на лаврах, хотелось двигаться дальше — он думал о недалеком будущем театра, о той талантливой молодежи, с которой ему самому уже завтра нужно будет выходить на сцену. Первый опыт педагогики и режиссуры артист получил в 1968 году, поставив дипломный спектакль «Женитьба» по пьесе Гоголя в набранной «Современником» молодежной студии. Однако Табакову хотелось подготовить учеников для «Современника» самостоятельно. «С нуля».
Своим желанием заняться педагогикой Табаков удивил многих, ведь его творческая жизнь складывалась более чем успешно: ведущий актер театра, любимец публики, артист кино первой величины, снимавшийся в фильмах у Татьяны Лиозновой, Сергея Бондарчука, Александра Митты, Романа Балаяна и многих других именитых режиссеров отечественного кинематографа. Начиная с конца пятидесятых годов ХХ века Табаков стал одним из самых узнаваемых отечественных артистов — его не спасали ни темные очки, ни надвинутая на глаза кепка. Стоило ему остановиться посреди улицы, чтобы дать кому-то автограф, как в считаные секунды он оказывался в плотном кольце поклонников своего творчества.
Хотя идея Табакова обучать молодое поколение не нашла должной поддержки среди его коллег по «Современнику», артист решил не отклоняться от намеченной цели, будучи по своей сути активным театральным деятелем, обладающим правильным видением и пониманием этапов развития театра, его насущных потребностей и перспектив. Олег Павлович нашел единомышленников
Наступило время действий. Табаков и его команда объявили набор среди московских старшеклассников
В 1976 году Олег Павлович сделал восьмерых выпускников школьного театрального кружка основой своего первого актерского курса в ГИТИСе. Учебные аудитории, предоставляемые институтом, были маловаты для активных занятий табаковцев, и в течение первого года обучения уроки актерского мастерства, пластики и сценического движения проходили во Дворце пионеров на Стопани. Было очевидно, что курсу, или студии, как называл Табаков общность своих учеников, требовалась отдельная и обязательно своя территория.
На выручку Олегу Павловичу пришел начальник РСУ Бауманского района Юлий Гольцман. Он помог Табакову отыскать во дворе жилого дома на улице Чаплыгина, 1а, отчаянно запущенное помещение бывшего угольного склада, почти доверху забитое вековыми залежами угольной пыли, нечистот и прочего хлама. Именно в нем разрешили заниматься будущим актерам, которые своими силами обустроили свою творческую мастерскую. Перспектива собственноручной чистки «авгиевых конюшен» ничуть не испугала Табакова, и он лично возглавил «рабочий десант» своих студентов, энергично взявшихся за тяжелую физическую работу. Громадные объемы рассыпающегося мусора пришлось вывозить на грузовиках. Студентам порой не верилось, что в этом несовместимом с представлениями о высоком искусстве пространстве вообще когда-либо будет возможно заниматься и, тем более, ставить спектакли. Однако порядок был наведен в кратчайшие сроки.
В ноябре 1977 года курс Табакова окончательно заселился в расчищенный и отмытый подвал, получивший собственное имя и вывеску, освещаемую тусклой лампочкой: «Студия молодых актеров». Дежурным студийцам вменялось в обязанность постоянно откачивать из люков воду, грозившую затопить крошечное подвальное пространство, однако это уже не могло поколебать табаковцев, поддерживавших идеальную чистоту в свободное от занятий и репетиций время. О спектаклях, в которых студенты-студийц
Основным методологическим прорывом Олега Табакова — педагога явилось то, что его студенты обучались актерскому ремеслу в процессе почти ежедневной сценической практики, участвуя в студийных спектаклях и параллельно осваивая многочисленные профессии людей театра. Они прекрасно усвоили, что спектакль, где все зависят от всех, требует от коллектива полного единения, слаженности и ответственности.
Осенью 1978 года состоялась премьера спектакля «…И с весной я вернусь к тебе…» по пьесе А. Казанцева в постановке Валерия Фокина. Пьеса Алексея Казанцева, написанная на основе личных писем Николая Островского и его книги «Как закалялась сталь», стала новым прочтением всем известных исторических фактов.
Затем последовали спектакли «Страсти по Варваре» по О. Кучкиной, «Две стрелы» по А. Володину, «Прищучил» по Б. Киифу, «Прощай, Маугли!» по Р. Киплингу. На сцене театра «Современник» в течение двух сезонов подряд студийцы играли спектакль «Белоснежка и семь гномов» по пьесе О. Табакова и Л. Устинова. Желающих увидеть неординарные спектакли Студии было так много, что попасть в крохотный подвальный зал, едва вмещавший 120 зрительских мест, было практически невозможно. По просьбам публики спектакль «Прощай, Маугли!» часто шел по два раза за один день. Все, что происходило в Подвале в тот отрезок времени, было зримым доказательством того, на какие чудеса способна истинная любовь к людям и преданность профессии, в полной мере свойственные Олегу Табакову и передавшиеся его воспитанникам.
Успех, обрушившийся на Подвал в 1979 году, предвещал, казалось, только самое светлое будущее. О Студии начали писать лучшие журналисты и критики, ожидавшие скорого открытия нового московского театра. Дополнительную надежду на это вселил триумф гастролей дипломного курса в Венгрии, проходивших летом 1980 года. Венгерский зритель принимал Студию с восторгом. В городе Дебрецене после спектакля «Прощай, Маугли!» публика отказалась покидать зрительный зал, пока ей не покажут спектакль еще раз. И Табаков согласился, не имея даже мысли попросить за это денег.
Однако Студии официального статуса театра функционеры так и не предоставили, присвоив детищу Табакова ярлык «гнездо антисоветчины». В 1980 году запретом первого секретаря МГК КПСС В. Гришина была разрушена чрезвычайно талантливая и сыгранная актерская генерация. Нет, на Подвал никто не навешивал замка. Студии, имевшей полноценный репертуар в шесть популярнейших у зрителя спектаклей, просто не разрешили стать театром. Вчерашние студенты оказались под угрозой остаться не у дел. Олег Павлович, предприняв ряд отчаянных попыток сохранить коллектив, устроил каждого своего выпускника на работу в соответствии с полученным дипломом. Но это была уже совсем другая, взрослая жизнь. А табаковцев по-прежнему тянуло в родной Подвал.
С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным московским театрам, продолжали собираться в Подвале по ночам: репетировали и выпускали премьеры. Так появились спектакли «Жак-фаталист» по пьесе Д. Дидро и «Случай в зоопарке» по Э. Олби, а также моноспектакль «Записки сумасшедшего» по повести Н.В. Гоголя. Последней попыткой работать вместе стал спектакль по пьесе В. Мережко «Пролетарская мельница счастья», премьера которого так и не состоялась в силу несовпадения рабочих графиков занятых в нем актеров.
1 января 1982 года Олег Павлович объявил об окончательном роспуске студии на Чаплыгина.
Положение Табакова усугубилось тем, что в 1980 году ему не позволили набрать новый актерский курс, фактически наложив запрет на его профессиональную педагогическую деятельность. Артист продолжал работать в «Современнике», сниматься в кино. Помимо этого, ему целый год пришлось жить на три страны: читать лекции студентам Хельсинкской театральной академии и репетировать спектакли в качестве театрального режиссера в Финляндии и Германии. Всего, начиная с постановки пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» в театре города Шеффилд, в период с 1976 по 1997 год Табаков поставил в театрах Великобритании, Дании, Венгрии, Германии, Финляндии, Австрии и США более четырех десятков спектаклей, вызывавших неослабевающий интерес зрителей и положительные отзывы со стороны театральной критики.
В 1982 году Олегу Табакову, наконец, удалось набрать вторую по счету актерскую студию в ГИТИСе. Несколькими годами позже именно эти его ученики вместе с несколькими выпускниками 1980 года составили ядро труппы нового театра. Особенностью обучения данного курса являлось то, что студийцы старшего поколения начали принимать активное участие в профессиональном становлении младших. Это полностью соответствовало убеждению Табакова, что молодой актер должен воспитываться в «театре-доме», «театре-семье», где профессиональные знания и умения передаются из рук в руки. Постепенно это переросло в устойчивую традицию, коснувшуюся всех последующих поколений учеников Табакова.
В 1983 году О.П. Табаков принял предложение О.Н. Ефремова перейти в труппу МХАТа. Дебютной стала роль Сальери в пьесе П. Шеффера «Амадей». Являясь одним из самых кассовых, этот спектакль продержался в репертуаре Художественного театра тридцать лет. Сменялись поколения занятых в «Амадее» актеров, а Олег Табаков по-прежнему играл свою любимую роль, положившую начало галерее блестящих образов, созданных им в Художественном театре, среди которых Он (в пьесе А. Гельмана «Скамейка»), Бутон и Мольер («Кабала святош» по М. Булгакову), Фамусов («Горе от ума» по А.С. Грибоедову), Тартюф («Тартюф» по Ж.-Б. Мольеру).
В 1985 году О.Н. Ефремов убедил О.П. Табакова впервые набрать курс в Школе-студии МХАТ. Несмотря на колоссальную занятость, Олег Павлович согласился, и ему целый год пришлось вести две студии одновременно — доучивать студентов, набранных в ГИТИСе, и раскрывать таланты новобранцев в Школе-студии МХАТ. Впрочем, усилия мастера оказались не напрасными.
1986 год оказался для Олега Табакова и всех, кто находился рядом с ним, чрезвычайно богатым на события. Вдохновленный успехами Табакова на ниве студийной педагогики, Олег Ефремов буквально настоял на том, чтобы Олег Павлович возглавил Школу-студию МХАТ. Ректорство Табакова длилось пятнадцать лет, с 1986 по 2000 год — в историческую эпоху, когда всей нашей стране приходилось очень нелегко. Однако, возглавляемая Табаковым, Школа-студия не только выжила, не сменив вывески, как это вынужденно делали многие учебные заведения в «лихие девяностые», но и заметно укрепила свои позиции, в том числе материальные. Заметно обновился педагогический цех, а за каждым курсом была закреплена отдельная, отремонтированна
Торжественное открытие театра состоялось в первый день весны. 1 марта 1987 года Московский театр-студия под руководством Олега Табакова показал спектакль «Кресло» по повести Юрия Полякова «ЧП районного масштаба». Он ознаменовал четкую связь времен: по замыслу Табакова, в спектакле участвовали актеры нескольких театральных поколений — от мэтров «Современника», с которыми Олег Павлович долгие годы играл на одной сцене, от выпускников Табакова первого и второго набора в ГИТИСе до самых младших его учеников — студентов второго курса Школы-студии МХАТ. Так на сцене «подвального» театра нашло свое подтверждение давнее убеждение его основателя в том, как должны происходить взращивание талантов и обеспечиваться преемственность. Ощутив небывалый прилив сил, Табаков приступил к формированию репертуара «подвального» театра, в который на первых порах входили дипломные спектакли второй студии, а затем быстро добавились новые работы, снискавшие заслуженное признание почтеннейшей публики.
В том же 1987 году произошло, пожалуй, самое болезненное событие в истории Художественного театра — раздел его непомерно разросшейся труппы на две части. Каждая из частей получила свое стационарное помещение. Олег Табаков по приглашению Ефремова последовал за ним, став актером МХАТ им. А.П. Чехова. Однако особого успеха раздел не принес ни той, ни другой части, и в творческой жизни Художественного театра наступило затишье. «Я не хочу сказать, что не было серьезных спектаклей и в том и в другом МХАТе, но звонкая радость счастливого, всепобеждающего успеха ушла из этих театров. А ведь внутренняя свобода актера рождается именно в этой атмосфере», — отмечает Олег Павлович.
Олег Ефремов видел своим преемником на месте художественного руководителя МХАТа только Олега Табакова. Когда в 2001 году Ефремов ушел из жизни, громадный груз художественных и хозяйственных задач, скопившихся во МХАТе, принял Табаков, назвавший самого себя «кризисным менеджером».
Взявшись за возрождение громадного театрального организма, Табаков руководствовался принципами, заложенными К.С. Станиславским, сознавая, что Художественный театр формирует театральные вкусы всей нашей страны в целом и оказывает прямое влияние на общенациональную культуру; что в репертуаре МХТ должны быть представлены только те спектакли, которые очень хочет видеть зритель.
В качестве художественного руководителя МХТ (в 2004 году по инициативе Табакова из названия театра ушло слово «академический») Олег Павлович сумел осилить казавшийся неосуществимым объем работы — уж слишком «трудное» ему досталось наследство, когда на спектаклях Художественного театра девять десятых зрительного зала оставались пустыми. Для Олега Павловича, никогда не игравшего при пустом зрительном зале, это было главным показателем того, что многое нужно срочно менять. Табакову пришлось делать все и сразу: закрывать убыточные спектакли; вновь формировать репертуар, собирая в труппу лучших российских актеров и приглашая талантливых режиссеров со всего мира; устанавливать нормы поведения в театре и ломать привычки, осложнявшие функционирование слаженного театрального организма; устраивать ремонт тысяч квадратных метров служебных помещений и строить новые. Пока Художественный театр готовил свои премьеры, Олег Павлович и его ближайшие помощники придумали беспрецедентную тактическую схему: по понедельникам и вторникам, считающимся трудными с точки зрения заполняемости зрительного зала, на сцене Художественного театра шли очень известные и так любимые публикой спектакли «подвального» театра. В остальные дни, особенно в четверг, пятницу и субботу, — мхатовские. Зрителей из дальних районов Москвы и Подмосковья привозили в Камергерский переулок автобусами, зал на 800 мест начал регулярно заполняться. Наступило долгожданное время, когда люди стали посещать спектакли Художественного театра гораздо активнее. В процессе восстановления зрительского интереса к работам МХТ важнейшую роль сыграл маленький «подвальный» театр и его работы. Постепенно артистов Подвала стали приглашать на роли в спектаклях Художественного театра, а мхатовцы начали принимать участие в постановках «Табакерки». Две труппы находятся в постоянном творческом взаимодействии. Настоящим прорывом в обновлении репертуара Художественного театра стал спектакль «№ 13», поставленный одним из самых известных и талантливых учеников Олега Табакова Владимиром Машковым. Спектакль стал настоящим бестселлером, на который публика в полдня раскупала билеты на месяц вперед.
Олег Павлович никогда не забывал о необходимости подготовки достойной театральной смены. В начале нового тысячелетия он задумал беспрецедентный проект по созданию в Москве новой актерской школы, где могли бы в течение четырех лет жить и учиться закончившие девятый класс талантливые юноши и девушки со всей России. Олег Павлович последовательно и упорно осуществлял этот грандиозный план, опираясь на помощь своего верного единомышленника — директора «подвального» театра Александра Стульнева. Всего в одном квартале от Театра под руководством О. Табакова, на улице Чаплыгина, 20/10, выросло прекрасное здание Театральной школы Олега Табакова, открывшее свои двери перед студентами в 2010 году.
Каждый год преподаватели Школы, многие из которых — ученики Табакова разных лет, отправляются отбирать абитуриентов в различные города России, чтобы потом привезти их в Москву и показать Олегу Табакову. Для определения наличия таланта у абитуриента ему достаточного одного взгляда. Лучшие выпускники Школы приняты в труппы и стажерские группы Художественного театра и Театра под руководством Олега Табакова, заняты во многих спектаклях, активно снимаются в кино. По инициативе Олега Павловича самые талантливые и трудолюбивые студенты Школы получают роли, дебютируя на профессиональной сцене еще до совершеннолетия.
Наступили счастливые перемены и в жизни театрального подвала. Еще в 1997 году Табаков признал, что для дальнейшего успешного развития «подвального» театра ему требуется новое, более просторное помещение, в котором можно было бы оснастить сцену современным оборудованием, а зрительный зал вместил бы, наконец, всех желающих попасть на спектакли. Однако замысел от его реализации отделили долгие двадцать лет. Новое здание Театра под руководством Олега Табакова по адресу Малая Сухаревская площадь, 5, откроет свои двери в сезоне 2016/17.
12 марта 2018 года после тяжелой продолжительной болезни скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.