Олег Табаков: «Я же глава клана, целой ОПГ!»
С сегодняшнего дня в фойе Табакерки работает выставка «Табаков русской сцены. Роль в истории»
Табакерка открыла юбилейный ХХХ сезон новой книгой и мультимедийной выставкой, посвященными своему худруку, только что отметившему 80-летие
С сегодняшнего дня в фойе Табакерки работает выставка «Табаков русской сцены. Роль в истории» - в названии которой есть, конечно, юмор, но тут без него не обойдешься - уровень достигнутого юбиляром действительно так высок, что пошутить необходимо, скажем так, из гуманных соображений, чтобы простой человек не вставал по стойке «смирно». Теперь в Табакерку лучше приходить за час до начала спектакля - ради того, чтобы посмотреть фотогалерею образов, созданных Олегом Павловичем в кино и на сцене, и фильм о Табакове. Это полная противоположность обычным занудно-эпохальным ретроспективам, хотя по ключевым ролям Табакова можно определить все театральные этапы последних 60 лет (вот столько он уже на сцене), начиная с нового «Современника».
Прекрасная буфетчица Клава, целеустремленная мисс Эндрю, циник Адуев, умный веселый и одновременно чудовищный Шеленберг, внутренний эмигрант Обломов, Сальери, который пережил раскол МХАТа и нескольких Моцартов, образцовый советский хозяйственник кот Матроскин, еврей из «Матросской тишины», наш человек Суходрищев из «Ширли-мырли», профессор Серебряков, вдруг ставший главным героем в «Дяде Ване» - все это «именные» актерские открытия Табакова. Ну а свою роль в «Юбилее Ювелира», недавней постановке МХТ, Олег Павлович сыграл так, как будто не существует для него на свете никаких амплуа, фишек, приемчиков и актерских штампов. Как будто все в первый раз. Непостижимый Табаков. Который, кстати, дал небольшое интервью по случаю собственного юбилея и открытия сезона, выдержки из которого мы и публикуем:
- Не думал, что доживу до такого - старше меня только пирамида Хеопса, да Спасская башня, хотя жил вроде не зря. Если взять всех артистов от 35 до 50 лет, так там и моих хватает, чтоб им было полегче после нас! А если бы мы с Мариной Вячеславовной раньше детей начали бы делать, так и побольше было бы. Но в детях наших больше заслуга гражданки Зудиной, конечно, а я так уж.
- Я ведь сам провинциал. Иногда вот прикидываю - как же я прорвался-то? Правда, тогда и забор был пореже. Сколько за это время было хорошего и смешного. Давным-давно, конгда мы с Женей Евстигнеевым еще жили в одной общаге и у нас вдруг случался успех, так мы с утра с этими подаренными накануне цветочками шли на рынок. Обратно уже несли выпивку и закусь на целую неделю.
- В 30-м сезоне в Табакерке будет много нового и все хиты, включая свежие «Вий» и «Мадонна с цветком» тоже будут. Новые кадры появятся. Я вот и сына своего Павла пристроил - а как же... Но хочу сказать, он строго держит себя, не переоценивает, да и хороших конкурентов ему я тоже в этом году набрал. Будем ставить «Бурю» Шекспира. Да не бурю в стакане воды. Тут уж как говорится, если делать, так по-большому! Буду ли сам играть? Наши вот, наверное так решили: если выживет после празднования юбилея - то пусть играет. Так что собираюсь выжить. Я ведь и не думал, что в «Юбилее ювелира» сыграю - привык уже, что я теперь кризисный менеджер, а оказалось, я еще могу мышей ловить. Осилю, как думаете, роль на 90-летие? Богомолов тут тоже каверзы придумывает - трагикомический микс по русским произведениям - надеюсь у него сыграть.
- 1 марта откроется Новая сцена Табакерки - на улице Гиляровского. Там будет 400 мест - это уже серьезно. Но Подвал-то, с его 130 местами тоже никуда не денется. Тут, знаете, я прикинул - во все это половина моих собственных денег вложена. Разве ж я могу это оставить? Да никогда.
- Я не буду хвастать. Неловко меня себя хвалить - я же все-таки комический артист. Но так получилось, что и менеджером стал. И на месте департамента культуры я бы обязательно отметил, что в Москве есть всего два театра с посещаемостью 99,9%. Это МХТ и Табакерка.
- Единственный раз, когда я счел оправданным мат, это в постановке «Изображая жертву», капитан милиции иначе выразиться не мог. Но не думаю, что это вообще хорошо. Антон Павлович, он же вот доктор был, жизнь знал, в бордель захаживал, а как-то обходился без мата в произведениях. Да и Булгаков тоже мог бы «блеснуть». Но нет. Потому что есть в мате что-то вульгарно-мещанское.
- Я защищаю хулиганов за талант! За способность любить, с которой связано накрепко занятие режиссурой. Четверо молодых худруков театров - наши выходцы (Евгений Миронов, Миндаугас Карбаускис, Кирилл Серебренников, Виктор Рыжаков - прим. КП). О чем-то это говорит? Может, правду сказали, что у меня чуйка есть. Считаю, когда есть талант, надо его на ноги ставить и спину прикрывать - это и дает плоды. Те режиссеры, кто ставит у нас в МХТ и в Табакерке - должны быть ого-го, сильные и разноголосые! Я же глава клана, ОПГ!
- Сережа Безруков, очевидно, очень одаренный актер. Я его назвал как-то «мальчик, проглотивший солнце». Но руководство театром не вытекает из актерских способностей. Я ему желаю процветания и способностей строить свой театр.
- Кот Матроскин, конечно, сучара будь здоров! И вообще жесткий экономист. Но я все же не до такой степени в него влюблен, как принято считать. Я же и кота Гарфилда сыграл с удовольствием - а это совсем другой человеческий характер.
- Сейчас в театре много рационального, головного. А я головное не люблю, потому что быстро считываю что и откуда берется. Просто не это никогда афишировал.
- Русская культура основана на сострадании, а оно всегда связано с тратой себя. От себя надо отнять и кому-то дать.
Анна Балуева "Комсомольская правда"