Олег Табаков предпочел дифирамбам семейный вечер
Готовился праздник заблаговременно, с учетом того, что 13 ноября у Олега Павловича, согласно контракту с Минкультом РФ, начался новый отсчет на этом посту.
На юбилейном вечере Олега Табакова гости долго рассаживались. В партере — Познер и Швыдкой, Жванецкий и Машков, Туминас и Додин, Алентова и Максакова… На свой почти что семейный праздник Художественный театр не смог пригласить рядовую публику — едва хватило мест для самых близких.
Вскоре выяснилось, что вечер задерживается вовсе не потому, что ждут кого-то особенно высокопоставленного. Пропал сам юбиляр.
Игорь Золотовицкий сообщил об этом с тревогой в голосе:
— День рождения у Олега Павловича был в августе. Наш театр отмечает его целый год. Сегодня намечалась самая яркая часть торжеств, однако Табаков нам подбросил записку о том, что не желает в очередной раз слушать дифирамбы в свой адрес. Поэтому оставил театр и ушел босиком к себе на родину в Саратов.
Решили отмечать юбилей без него, но тут на большом экране появились кадры задержания беглеца. Юбиляр был обнаружен на станции Потьма, задержанию сопротивлялся и говорил, что он не Табаков, а старик Зудин. В кандалах он был доставлен в зал.
Первоначально режиссером сценического юбилея мастера должен был стать худрук театра имени Пушкина Евгений Писарев, потом возникла фамилия Константина Богомолова, а в результате представление с участием учеников Табакова — Владимира Машкова, Сергея Безрукова, Андрея Смолякова, звезд МХТ — Михаила Пореченкова, Константина Хабенского, Евгении Добровольской, поставили молодые режиссеры — Михаил Рахлин и Олег Глушков.
Художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас прервал деловую поездку ради того, чтобы поздравить коллегу и конкурента с юбилеем:
— Я не мог не прилететь на вечер Олега Павловича, потому что очень люблю его и бесконечно уважаю, — сказал «ВМ» Римас Туминас.
К сожалению, из-за болезни не смог поздравить близкого друга Валентин Гафт. Михаил Жванецкий выехал из своей московской квартиры на несколько часов вперед, чтобы не опоздать на торжество. А заготовленная шутка Михаила Михайловича была как всегда на грани фола и гениальности: «Старость — это когда пиджак заправляешь в брюки и когда не с чем подойти к женщине, только с мудростью наперевес».
Красавица-жена юбиляра Марина Зудина, дети Мария и Павел, рожденные Табаковым после 60 лет, — живое подтверждение тому, что до той самой «мудрости наперевес» худруку еще далеко.
Евгений Гришковец приехал из Калининграда с посвящением Табакову, написанным от души и, разумеется, с подтекстом. А как шутил ведущий вечера Иван Ургант — услышите в трансляции вечера на «Первом канале».
В связи с погружением Москвы в траур из-за терактов в Париже шутить Урганту пришлось в три раза виртуознее, чем обычно. Правда, ему на подмогу пришел весь актерский состав МХТ, включая его резерв — в лице большого острослова и веселого парня Володи Машкова. Впрочем, как признался Машков «ВМ»:
— Во время учебы на курсе Табакова я был самым серьезным, до такой степени серьезным, что даже вызывал ужас у других преподавателей, в частности, Авангарда Леонтьева, который думал, что я, с таким мрачным лицом, покушаюсь на его жизнь.
Актер МХТ Станислав Дужников после вечера признался «ВМ» в том, что «все их номера, танцы, песни были направлены только на то, чтобы Олег Павлович улыбнулся». И это происходило неоднократно, что на следующее утро по телефону «ВМ» подтвердил сам Табаков:
— Люди сделали мне подарок, и я его получил, — лаконично объяснил юбиляр.
Юбилей состоял из ярких номеров. Никаких телеграмм и официальных речей. И даже когда под занавес объявили, что один из роскошных букетов — от четы Светланы и Дмитрия Медведевых, Олег Табаков сказал в своей знаменитой вальяжно-ироничной манере: «Я помню, как в 1958 году мы с Женькой Евстигнеевым все цветы после спектакля несли к себе в общежитие, складывали в большое корыто, а наутро шли на Колхозный рынок… Что вам сказать, еды и выпивки было на целую неделю».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Олег Глушков, режиссер:
— В связи с трагедией в Париже настроение у многих артистов было странное, грустное, но все сумели взять себя в руки. Мы очень старались, потому что хотели порадовать Олега Павловича. Репетировали с большим удовольствием, причем днями и ночами. И, на мой взгляд, наш вечер удался. Для многих участников выступление было не просто номером, а признанием Учителю, что очень ответственно и почетно. Я ставил хореографию, а Михаил Рахлин был режиссером всего действа. Весь вечер я был за кулисами и слышал аплодисменты зала.
Анжелика Заозерская "Вечерняя Москва"